1. Однажды домой к старику зашел путник — нищий человек, и старик принял его с любовью, накормил, напоил, а потом спросил:
— Кто ты, бедный человек?
И тот ответил:
— Я человек, который всегда говорит правду, поэтому меня никто не любит, и куда бы я ни пришёл, все меня прогоняют.
Старик сказал:
— Это удивляет меня.
После ужина старик и его гость пошли спать. Утром встали, начали одеваться. Нищий увидел, что у старика нет одного глаза, и сказал ему в лицо: ты, мол, кривой. И тут рассердился старик, выгнал его из дому со словами:
— Ты не находишь себе места и стал всем ненавистен, ибо не правду говоришь людям, а попрекаешь людей их недостатками.
2. Одному восточному властелину приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабочено сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина.
Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя снов. Второй толкователь, выслушав от властелина его сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как это сказать».
Комментарий:
«Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания». («Бхагавад-гита», 17.15). Зачастую мы путаем правду с критикой. Бесспорно, необходимо быть правдивым, но правда — это отражение реальности, направленное на благо других, а критика — это указание на недостатки людей.